Главные ошибки диванных экспертов, которые...
1. Относительная простота производства
и регистрации

Очень многим кажется, что косметика — это очень сложно, неподъемно,
это только для особо одаренных и избранных. По факту это немного не так.Но вместе с тем и не совсем просто. Косметика — это далеко не всегда сложно, жидкие продукты (масла, тоники) и жидкие пеномоющие продукты (шампуни, гели для душа) — это достаточно просто технологически, и требует не столь больших производственных затрат на оборудование и процессы.
Это кстати ответ на вопрос, почему многие компании (начинающие, а многие и достаточно известные) не выпускают крема? Крема — это затратно, а шампунь и тоник Вы и в бочке при желании приготовите. Масла и гидролаты просто расфасуете по флаконам и выдадите за свои. Как не вспомнить монолог Андрея Трубникова, который очень удивился, что средство для мытья посуды можно просто производить в бочке в деревне Вязьмы! Собственно, из этой бочки в Вязьмах и выросла многомиллиардная компания, с сотнями собственных магазинов по всему миру. «А чего Вы его все время вспоминаете, этого Трубникова?» А потому что у нас кроме него никто открыто своей историей успеха не делится, и потому что у него уникальный опыт команды разработчиков и продавцов.
А про регистрацию я говорю давно и много. За одни и те же бумаги официальный орган возьмет с нас (например, за комплекс из 30 продуктов) 450 тыс. руб., бумажная лаборатория и ее «специалисты» - 15 тыс. руб. Почувствуйте разницу. Это раз. Но вместе с тем, за эти 15 Вы не получаете ровным счетом ничего из того, что должны и обязаны знать и получать.

Это объективная картина микробиологии продукта, его токсикологии, клиники и физико-химии. Экономия в один момент может выйти большим и сильным боком.

2. Из чего формируется с/с продукта?
Себестоимость – это не всегда сырье, хотя сырье имеет немаловажный вклад в ее формирование. Тем более, когда оно уникальное и не Китайское. Например, натриялауретсульфат тебе кто угодно поставит, и КНР и Германия, а уникальные позиции, — эмоленты, мягкие ПАВ, определенные консерванты — это только Европа, и она постоянно и неуклонно растет в ценнике. При этом конечная цена на продукт на полке обязана держаться. Спасает либо возможность контрактной наработки с выстроенной логистикой и имеющимся портфолио товаров на складе, либо неуникальность сырьевой базы.
Достаточно немало съедают логистика и флакон/короб. Здесь стоит вспомнить ла мер и ла прери, значительная часть их ценника спрятана в уникальном флаконе, коробе, сопровождающих атрибутах (ложки и прочее), и даже целлофанировании! Очень значительный вклад в себестоимость – это реклама. этот вклад с каждым днем растет. Стоит строго определить для себя, на какого именно покупателя будет нацелена Ваша продукция. Рынку нужен масс-маркет или уникальная легенда. С последней придется постараться и сильно удивить.
3. Новизна» формул
Безусловно, все бьются за результат и уникальность. Однако формулы тех же жидкихпродуктов, плюс продуктов пеномоющих сильно с течением времени не меняются. Опять же цитирую Трубникова, при этом лично зная ценники за разработку института бытовой химии в Москве. Формула средства для мытья посуды – это еще в 2003 году стоила около 150 тыс. руб.!!! и 6-ти месяцев «работы». А в начале пути Трубников умной тете за формулу Фейри из цитата (сульфоэтоксилата, формалина и 0,5% отдушки) выложил 5 тыс. долларов и еще был послан на х… с цитатой «а чего ты за эти деньги хотел?» Формулы действительно не новы, при этом собственно и не за чем изобретать паровоз, когда его уже изобрели до тебя.
Формулы совершенствуются активами, различными ноухау, но многое остается прежним. Три ПАВ, загуститель, краситель, консервант, отдушка. Технологи – люди очень хитрые, нас можно сравнить с врачами, если есть понимание, что этот скелет формулы ее отлично держит во времени и удовлетворяет в показателях, то никто не будет его резать или менять. При этом надо быть дураком, чтобы утверждать, что ничего не меняется, каждый день что-то меняется, но и остается многое…
4. Почему многие компании не выпускают крема?
Уже начала разворачивать эту мысль в начале презентации, сейчас докручу ее. Как-то раз спросила у своего представителя в Ростове-на-Дону. Анют, как ты думаешь, почему Рише не выпускает крема. Минутная пауза, молчание, вопрос. А правда, почему они не выпускают крема? Есть ответ – это очень затратное и сложное удовольствие. Аспектов несколько. Сложно соблюсти стерильность и не заразить продукт! Кремовые продукты очень легко подвергаются микробиологической порче. Сложно не завоздушить продукт, а вакуум для устранения кислорода – это очень большие затраты. Не убрать кислород нельзя – это некрасиво и это воздух катализирует порчю продукта. Сложно фасовать, сложно иметь дело с тубами и запайкой, а также партией тубы. Сложно идеально сгомогенизировать продукт и добиться главного – красивой белой эмульсии. Именно поэтому с кремами начинающие производители дело стараются не иметь, а те, кто о данных подводных камнях узнают слишком поздно,- затею эту быстро бросают.
5. Как цена влияет на восприятие
Цена однозначно и неоспоримо влияет на восприятие продукта. Примеров достаточно, самыми примечательными кажутся Султан Де Саба и Ст Барф. Российская и не только российская девушка готова копить, экономить, не доедать и недопивать, готова брать кредиты – лишь бы принадлежать к миру элитарности. Составы элитарности при этом не всегда оправданы ценником, но по-прежнему мало кто из нас обращает на эти составы внимание. Маркетинговые легенды о том или ином продукте способны творить и творят чудеса. «Вы этот продукт для себя покупаете? Нет-нет, для прислуги!» Именно так отвечали Рублевские дамы, которые даже туфли натирают кремом Ла Мер, когда их заставали за покупкой того или иного нечта из косметического масс-маркета Натура Сиберика.
6. Как на деле выглядит эко?
С эко все вдвойне сложно. Во-первых, настоящих эко-производителей, в России по пальцам сосчитать можно, а значит «не все то, золото, что блестит». Во-вторых, эко – это дорого.
1 кг экстракта черемойи стоит 2 700 руб., 1 л экстракта жимолости японской – 27 000 руб. (и проценты ввода в рецептуру при этом очень и очень немаленькие). А значит сырье уникальное, аналогов и параллельных поставщиков нет, один раз не заплатил и больше не поставку не увидишь... Поэтому деньги на сырье должны быть всегда. С этим не всегда просто. А от того, начинают перетасовки одного сильно дорогого компонента другим, не столь дорогим; что-то не закладывается совсем, хотя на упаковке присутствует. Не зря же 1 л эфирного масла розы стоит около 1 млн руб.! Далее вопрос из зала: «А что тогда продается в аптеке за 56 руб., как эфирное масло розы?» Бог его знает(
А еще эко – это всегда риск аллергии, хотя мало кто об этом задумывается. Эфирные масла, например, гораздо бОльшие аллергены, нежели отдушки.
7. Этикетка, на которой можно написать все, что захочется
Этикетка, безусловно, должна быть выполнена согласно требований Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» 009/2011.
Должна, но не всегда выполняется. На этикетке по факту можно указать то, иное, третье в составе, сертификации ISO, маркетинговой легенде и прочее, но на деле это не всегда подтверждается картиной объективной реальности.
Хотя бы потому что, когда Вы отдаете те самые 450 тыс. за декларирование 30 ед. продукции,— орган проверяет все: рецептуру, технические требования, технические условия, технический регламент, составы, этикетку, все. А когда 15 тыс. руб. за все — никто уже ничего не проверяет от слова совсем. Это не относится к транснациональным косметическим компаниям и мастодонтам типа «Чистой Линии», - это относится все к новым и новым маркам, появляющимся, как грибы после дождя, особенно на территории инстаграм.